Многие рисовали натюрморты простым карандашом, насколько я могу помнить, в программе по предмету рисование это предусмотрено. Рисунок очень нагляден для освоения теней и объема. По сравнению с рисованием красками, простым карандашом достигаются более тонкие переходы от света к тени. Единственный минус - это черно-белый рисунок. Пожалуй, чего сложного - возьми цветные карандаши и рисуй в цвете, но проблема небольшая остается: когда рисуешь одним цветом, то следишь лишь за переходом тонов. В случае, когда рисуешь в цвете необходимо следить и за цветовым переходом, и в данном случае работа усложняется не в два раза, а намного больше. Для новичков это вообще непосильная работа. Я не научу писать цветными карандашами, учиться писать, я думаю, лучше все же с акварели. Но в статье я опишу небольшие хитрости, которые позволят от простого карандаша перейти к цветным.
Начнем, пожалуй, с "раскраски". В случае если с тоном у вас порядок, можно делать рисунок и без контуров, но если с тоном все же есть проблемы, то отсутствие контуров приведет к тому что детали рисунка сольются.
В любом случае начинаем с наброска, по желанию делаем контуры.
Далее делаем тени, лучше всего их наносить, синим или голубым карандашом. В случае, если контуры все же отсутствуют простой карандаш должен быть заменен на карандаш, которым наносятся тени, в лучшем случае набросок первоначально должен им и наноситься.
После наносим основу - это должен быть примерный цвет предмета, примерный по той причине, что цвет может быть сложным и карандаш такого цвета отсутствовать - например кожа человека. В этом случае я за основу взяла желтый. Наносится он слегка и равномерно на все участки рисунка, включая и те, где уже лежат тени. По сути, основа - это есть свет, поэтому можно учитывать и блики, то есть, осветляя в тех местах, где они намечаются.
Остаются полутени, их можно определить по теням. Цвет их наносится там же где тени, чуть более захватывая пространство, и на те места, где определен цвет. Они могут наноситься той же основой, как в случае простого карандаша, более интенсивно. А могут определять основной цвет предмета - например, рисуя кожу я взяла красный, что в итоге дало эффект цвета кожи. Полутени могут составляться из нескольких цветов, в результате определяя цвет предмета. В случае карандашей легко добиться штриховкой, чтобы один цвет переходил плавно в другой. Переходы тонов при данном способе рисования ничем не отличаются от переходов в рисунке (рисованию простыми карандашами). Таким образом, этот способ аналогичен черно-белому рисунку и не должен вызвать трудностей.
Замечания:
Тени могут наноситься не только синим и голубым карандашом, это лишь вариант который сойдет при любом цветовом решении рисунка. Также можно брать и другие цвета в зависимости от цветов картинки, например, если картинка теплых оттенков, то тени можно наносить коричневым, если преобладает сильное освещение, то можно взять черный.
Блики можно в конце определить стирательной резинкой, но рисуя карандашами, в том числе и простыми, резинка вообще-то не должна использоваться, так как она может повредить цветовые переходы. Другими словами, пользоваться ей можно на свой страх и риск.
Если работа без контуров, то, как уже говорилось выше, простой карандаш которым был сделан набросок должен быть заменен тем, которым должны быть нарисованы тени. Но рисуя карандашами, первое правило: лист бумаги не должен быть потертым. Это еще одна причина, по которой резинкой пользоваться не стоит, так как ей можно повредить верхний слой бумаги и карандашные штрихи будут неровно ложиться, что приведет к грязным пятнам. В этом случае набросок лучше аккуратно перевести на чистый лист бумаги, рисуя уже нужным цветом.
Штрихи лучше накладывать по очертаниям предмета, в этом случае легче определить, где находятся тени и придать рисунку больший объем.
Штрихи ни в коем случае не размазывать, это вообще ни к чему хорошему не приведет, лишь грязных пятен добавит. Лучше красивые штрихи учится накладывать!