По статистике 40% нашего общения с другими людьми можно отнести к разряду спора. Отношение к спорам у нас у всех разное: для кого-то это родная стихия, в которой только и можно существовать, для кого-то - нечто, чего нужно любыми способами избегать. Так или иначе, вовсе избежать споров не удавалось ещё никому (если, конечно, у вас нет крыльев за спиной и нимба над головой). А, значит, надо уметь “расслабиться” и извлечь из спора максимум пользы для себя и для дела.
1. Не упивайтесь только собственными переживаниями. Оставьте в своём сознании “холодную зону”, которая бесстрастно может встать на сторону партнёра.
Это не значит, что вы должны не глядя принять сторону вашего оппонента. Ваша задача – отследить логику доводов противоположной стороны (даже, если вам кажется, что её нет вовсе) и предвосхитить следующую реплику партнёра. Для этого достаточно начать свою следующую фразу со слов: “Я понимаю, что ты...” – и далее изложить его предполагаемую точку зрения. И сразу вслед за этим, не дожидаясь ответной реплики – ваши возражения. Старайтесь повторить каждый аргумент вашего спорщика своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и (это очень важно!) чтобы он услышал свои претензии со стороны.
Таким образом вы “качнете эмоциональные качели” противной стороны в вашу сторону. Человек почувствует, что вы его понимаете и будет внимательнее прислушиваться к вашим доводам, даже если до этого был настроен критически.
2. Даже если вы в душе крайне скептически относитесь к словам вашего оппонента в частности и к его умственным способностям вообще, то всё равно постарайтесь отнестись к тому, что он говорит серьёзно. Это – прекрасная возможность расширить собственные знания, обогатить установки, набраться опыта. “Кто мне не друг, тот – учитель”.
3. Никогда не избегайте конфронтации лицом к лицу, любой конфликт может и должен стать позитивным и сделать его таковым – в ваших силах. Очень часто мы в буквальном смысле слова спасаемся бегством от назревшего конфликта, уходим, делаем вид, что всё в порядке, отмалчиваемся, надеваем на лицо “дежурную” улыбку, одним словом, ведём себя, как испуганный страус.
Любой конфликт зреет, как гнойник, и если его поливать сверху ароматическими маслами, проблема не решится сама собою. Не бойтесь начать нелёгкий разговор и не заканчивайте его до тех пор, пока каждый из вас (каждый!) не почувствует, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Любой спор можно сравнить с бокалом пива (или шампанского, кому что ближе) – сверху густая пена и только под ней, собственно, сам напиток. Пена – это наши эмоции и пока они не “осядут” до сути вы не доберётесь.
Необходимо дать вашему собеседнику (да и вам тоже) выпустить эмоции, только после этого вы оба сможете прийти к какому-то решению. Самое главное – не “заразиться” негативными эмоциями другого, четко отделять их от своих и от предмета спора. Это трудно. Но в противном случае дальше “от дурака слышу” вы оба не уйдете. Пусть даже процесс сопровождается криками и слезами. “Выплескивается грязная вода, и появляется место для чистой”.
4. Постарайтесь в процессе спора определить, где ваши точки зрения расходятся, а где совпадают. Кажется, что моментов совпадения нет и быть не может, однако это только на первый взгляд. Если вы не забудете про “холодную зону” о которой шла речь выше, то обязательно с её помощью найдёте, пусть пока небольшие, островки, где ваши пожелания и ожидания совпадают. Обязательно обратите на них внимание вашего оппонента. Любая общность, особенно в ситуациях, где вы её не ожидаете – мощнейшее средство для компромисса и примирения.
5. Ни в коем случае не переходите на личности, не используйте “удары ниже пояса” в своих аргументах. К запрещённым приёмам относятся, например, такой - сравнение с кем-то, на ваш взгляд, более положительным во всех отношениях. Ни одному человеку, да и вам в том числе, не понравится подобное сравнение. Любой из нас в душе считает себя лучшим и напоминание, что это далеко не так, способно испортить любые отношения. Еще один “удар ниже пояса” – обратить внимание спорщика на недостатки его внешности или манеры говорить. Любой спор сразу примет вид свары на коммунальной кухне и тогда уступок от второй стороны лучше не ждите. Я уже не говорю о том, что в ответ вы рискуете получить собственный портрет, нарисованный весьма язвительно. Не стоит также, вспоминать все прошлые “грехи” другого человека. Вы спорите сейчас по вполне конкретному поводу, вот и придерживайтесь “заданной” темы! Нет никакой необходимости смешивать всё в кучу. Не начинайте свои фразы со слов: “Ты всегда так делаешь...” или “Ты опять..., как в прошлый раз...!” Такая глобальная оценка автоматически заставляет человека защищаться, а значит, конфликту конца не видать. И, наконец, никогда не передавайте человеку сплетни на его счёт. Отвечайте только за свои слова. Привлечение чужих мнений вызовет новую вспышку негативных эмоций, а вы, в свою очередь, прослывете сплетником.
Правила эти и простые, и сложные одновременно, однако, не усвоив их, вы вряд ли продвинетесь в науке спора. Владеть же этой наукой крайне необходимо. Если, конечно, спор для вас – способ что-то изменить в лучшую сторону. Если же вам просто нужно “спустить пары”, всё равно каким способом, всё равно с кем, используя любые приёмы, ничуть не заботясь о том, что чувствует и думает о вас собеседник, – то вышеизложенное, увы, не для вас!
Взято с sunhome.ru