Visual Kei (яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй) — субкультура,возникшая на базе J-Rockа и глэма в 1980-е. «Visual kei» означает, буквально, «визуальный стиль». Так начали именовать себя музыканты из Японии, использовавшие необычную атрибутику, основной целью которой было шокировать зрителя визуально. Кроме того, с точки зрения японца, мужчина с накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами не гомосексуал, а как раз наоборот — дамский угодник. Благодаря поклонникам, которые начали подражать кумирам, направление выделилось в субкультуру и в одно из направлений Японской уличной моды.
Данный стиль был изобретен в Японии такими группами, как X Japan,BUCK-TICK, Luna Sea, Malice Mizer и др. под влиянием западных глэм-рок групп. Суть Вижуал Кэй состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Таким образом, музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл. Вижуализм направлен в сторону андрогинного идеала человека.
Вижуал кэй часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры. Музыканты применяют экстраординарные костюмы, специфический макияж, привлекательные прически, чаще всего крашеные и необычные. В костюмах музыкантов вижуал кэй активно используются элементы традиционной женской моды.
ИсторияПричина создания стиля кроется в черте японского народа перенимать достижения западного мира и превращение это в более уникальное и близкое своему менталитету, тоесть создавать из копии — уникальную вещь.
Первая волна, японский глэм-металМногие вижуал группы 80-х годов представляли из себя увеличенный аналог глэм-метала, например такие группы как X Japan и COLOR. Так гитарист первых Хидэ и вокалист последних Томми «динамит» (в последстии в 1986 году основал мэйджер лейбл Free-Will, наиболее крупный на данный момент) увлекались группой Kiss. Творчество этих групп в основном было похоже на западный (в основном американский) глэм метал. Эти группы создали шаблоны вижуал кэй групп, существующие и ныне.
Впервые использовать соединить образ и музыку решили в одной из первых метал-групп группа Seikima II.Являясь поклонниками творчества группы Kiss, участники группы решили улучшить идею американской группы. Так, звучание было сделано более «металлическим», а образы ещё больше ушли в сторону ада и эпатажного «Злого» образа, что иногда доходило до появления гитариста группы в нацистской форме и т. д. Одновременно с ними появляется группа X Japan ставшая впоследствии самой культовой и известной японской метал-группой. Для того чтобы выбиться из инди-групп Йосики и Хидэ придумали использовать преувеличенный образ западных глэм-метал групп, поклонником которых являлся Хидэ. Вскоре получив Мейджер статус и став самой популярной рок-группой Японии, участникам группа задали вопрос «в чём является суть из творчества».Что Йосики охаректезовал как:"Psychedelic Violence - Crime of Visual Shock"
Так стиль получил название Visual kei, также иногда называемый Shock rock на западный манер.
Вторая волна, появление готики и андрогинности в направленииСмотрим изображение в
полный размерВ 90-х годах после спада глэм-метала и рассвета альтернативного рока, большинство вижуал групп начали эксплуатировать готический образ. В 1992 году образовалась группа Malice Mizer, её лидер, гитарист Мана, одевался на сцене в женскую одежду и с помощью макияжа придавал себе андрогинный облик — использовал изобретённый им образ готической лолиты. Данный подход стал очень популярен на вижуал сцене, и множество групп стало использовать андрогинный облик или вызывающие элементы во внешнем стиле, так сформировался Котэ кэй, так же называемый original visual или oldschool visual kei. Одними из самых типичных и популярных групп этого направления считаются Baiser и Syndrome — группа бывшего басиста La:Sadie’s (остальные участники сформировали вскоре группу ставшей очень популярной Dir En Grey) Кисаки, впоследствии он продюсировал и продвигал многие группы этого направления.
Некоторые группы, в отличие от популярного готического образа, стали использовать элементы традиционной японской культуры в музыке и текстах. Появились такие группы как Onmyo-za, которая сочетала в себе западный хеви-метал и японские народные мелодии, а в лирике использовала японскую мифологию
В середине 90-х годов в Нагоя появилось андерграундное направление, которое в противовес мейнстримовым группам, имеющим упор на кричащую андрогинную внешность, стали использовать более простой, но более злой и мрачный имидж, и стали больше концентрироваться на исполняемой музыке. Поскольку большинство групп этого направления были из города Нагоя, то СМИ данное направление окрестили Nagoya kei (яп. Нагойский стиль). В отличие от старых направлений, которые создавали музыку под влиянием глэма, различных направлений готической музыки и метала, то на группы Нагоя оказали сильное влияние британский панк и западный готик или дэт-метал. Нагоя кэй присуща более мрачная атмосфера чем котэ, также нагойские группы часто стремились увеличить брутальность своего звучания, добавляя тяжёлые гитарные партии и более тяжёлые бас-партии, в вокале часто преобладали брутальные приёмы, такие как гроул и скрим.Позже с появлением альтернативной музыки, группы Нагои под её влиянием приобрели ещё более тяжёлое звучание, в основном Нагойские группы стали исполнять творчество в направлениях: различные агрессивные виды хардкора, альтернативного или треш/дет метала.
К 1999, мэйнстримовая популярность вижуал кэй пошла на спад, X Japan прекратили свое существование из-за ухода вокалиста в религиозную секту, а вскоре умер их ведущий гитарист и один из основателей вижуал кэя Hide. В начале следующего десятилетия распались многие группы, такие как Raphael и Malice Mizer.
Третья волна, зарождение Нео Вижуал КэйВ начале 21 века (2000—2003) жанр снова начал набирать популярность, Luna Sea и X Japan снова собрались вместе, так же возросло количество новых групп, которое СМИ окрестили как Neo vijuaru kei. Многие из этих групп добились большой популярности и оказали влияние на последующие группы: the GazettE, (DeathGaze[8] и lynch[9] группы получили статус культовых в направлении Nagoya kei и подняли его)., Matenrou Opera, 9GOATS BLACK OUT, Danger Gang, exist†trace (больше появилось полностью женских групп), Screw, Nightmare и многие другие. В отличие от прошлых групп группы третей нео вижуала стали более уникальны во внешнем плане, так же на большинство новых групп оказали влияние финские метал бэнды (пауэр-спид метал, современный готик и симфо метал) и американский хардкор (металкор-дэткор) поэтому большинство групп начали исполнять музыку именно в этих направлениях: так большое распространение получил альтернативный метал/металкор и некоторые элементы дэт метала (DELUHI, Dio — Distraught Overlord, Girugamesh, Sadie), пауэр — симфо метал (Versailles, Matenrou Opera).
Так же в начале 2000-х как противовес большинству вижуал сцены, где преобладали группы с агрессивной музыкой и мрачным образом/лирикой, появилось направление осярэ кэй (Oshare kei — слащавый, фешенебельный, элегантный). В мейнстрим этот подстиль вывела группа An Cafe. Так большинство осярэ бэндов начали использовать яркие цвета, (например розовый) вместо преобладающего чёрного и красного у котэ и нагоя. Музыка осярэ базируется на альтернативном роке, синти-попе, электронике и в редком случае более тяжёлых направлений (Смешение осярэ с котэ — Котэоса), лирика базировалась на позитивных моментах жизни в отличие от остальных направлений. Позже такие группы как Nightmare, Lolita23, SuG, Ayabie стали соединять в своём творчестве осярэ кэй с котэ, в итоге появилось направление котэоса, которое сочитает в себе тяжёлые агрессивные композиции с позитивными мелодиями и припевами, а также гламурным внешним видом с элементами стиля котэ. Но направление считается подвидом именно осярэ.
К 2007—2008 году начали снова возрождаются старые направления, часто участники распавшихся в прошлом групп стали собирать новые коллективы в тех же направлениях. Так появилось много котэ кэй бэндов — Chariots, D (проект вокалиста и гитариста Syndrome),Vidol, Danger Gang, SUICIDE ALI, Phantasmagoria, -OZ-, Nega, Megaromania, GAARA, UnsraW и нагоя — WERKMARE, Meth, Kegerou, Yaminade. Так же стал набирать популярность Ангура кэй — STELLA, Kagrra.
В отличие от первой волны, группы которой были слабо известны за пределами Японии, группы 2000 годов получили мировую известность; так наибольшее количество фанов вижуал получил в Германии, Испании, России и Америке. Большое количество мейнстримовых групп являются частыми гостями на иностранных аниме фестивалях, так же большинство групп гастролируют в Германии имея там большие фан-клубы. В последнее время возросло количество поклонников Вижуал кэя в России, такие группы как D'espairsRay, Мияви, Girugämesh, An Cafe и Mucc внесли Санкт-Петербург и Москву в график своих туров.
Особенности внешности и эстетики направленияИзначально внешний образ нёс характер эпатажа. Так X Japan носили сверх высокие крашенные в красный цвет ирокезы. Но с появлением коллектива Malice Mizer, в моду стала входить женственность. Поскольку в японском театре кабуки роль женщин преимущественно играли мужчины, то постепенно мужская женственность стала очень популярна в Японии. Так мягкая, более женственная внешность многих исполнителей вижуал кэя стала основным принципом внешности японских рок-музыкантов, что потом было культивированно в направлении осярэ кэй, наиболее популярного среди девушек. В направление нагоя кэй, наоборот основной упор делается на эпатаж и шокирование слушателей. Особенно в этом известна группа cali≠gari которая вскорее стала основоположником эрогуро движения. Котэ же осталось базироватся на иделах 90-годов, и в основном через образ музыканты превозносят мрачность и готические идеалы красоты, при этом продолжая красить волосы в неестественные цвета и обильно использовать фетиш эстетику.
ДелениеНужно иметь в виду, что для J-rock музыкантов их внешний облик играет ничуть не меньшую роль, чем непосредственно музыка. Правильнее будет сказать, что у visual-групп музыка и образ — это понятия равнозначные, дополняющие друг друга. Очень часто внешность исполнителей несёт некую информацию. Любое музыкальное направление рано или поздно рождает свой стиль в одежде, макияже и аксессуарах. Visual kei рассматривается как и с музыкальной, так и с визуальной стороны, — неотделимо одно от другого. Visual kei как стиль представляет собой полную мешанину и в музыке, и в образах, потому что был порожден увлечением японцев музыкой и стилем западных групп совершенно различных направлений, с добавлением j-rock’a в эту гремучую смесь. Поэтому его рассматривают и как отдельный, обособленный жанр J-rock, выделяя в нём стилистические поджанры.
Так же необходимо упомянуть что сцена вижуал кэй как и j-rock в целом делится на индисов и мэйджеров:
Индис (англ. indie) — группы, записывающиеся на инди (независимых) лейблах, либо своими силами. В отличие от мэйджер исполнителей, сильнее пытаются привлечь слушателей внешним видом или музыкой. Большинство групп начинает именно как инди группы. Вскоре, после получения известности, многие группы переходят на мэйджер лейблы, часто при этом частично или полностью отходя от вижуального образа.
Мэйджер (англ. major) — группы, имеющий контракт с крупными звукозаписывающими лейблами. Такие группы часто известны практически любому слушателю как например Мияви или X Japan.Получить статус Мэйджер в Японии считается большой честью для исполнителя, но часто поклонниками индис групп получение такого статуса воспринимается как комерцилизация группы. Наиболее часто такой взгляд распространён среди поклонников груп тяжёлых направлений.
Вижуальный стиль имеет приблизительно 15-20 категорий, отличающихся между собой не только внешне, но и в музыкальном плане; кроме того, следует отметить, что некоторые группы могут носить признаки 2-х и более стилей.
Neo vijuaru keiNeo vijuaru kei — новый визуальный стиль от яп. ネオヴィジュアル系 — так же может называться «new visual style», «neo visualism» (этот вариант придуман Мияви). Так обычно характеризуют в СМИ вижуал группы третьей волны Visual kei (после 2000—2002 годов).Это обусловлено тем, что многие коллективы хотели использовать свой личный образ отличный от стандартов и сделать что-то новое, своё. Резко отличается от традиционного вижуала 90-х, таких как котэ кэй, готический аристократ/лолита или нагоя. Группы данного направления или придерживаются сценического образа, который невозможно подвести к другим направлениям, или используют более современные и нестандартные элементы в образе. В музыкальном плане обычно современный «модерн» метал и другие популярные сейчас музыкальные направления. Из наиболее ярких примеров можно выделить DELUHI (металкор, альтернативный метал), Мияви (поп рок, хард рок), Lycaon (металкор), The GazettE (альтернативный метал, нью метал), exist†trace (металкор, альтернативный метал), а также все группы начала и середины первого десятилетия 21 века, не подпадающие чётко под современные направления. Также к нему принадлежат направление Котэоса.
Oshare keiOshare Kei - одно из направлений в Visual Kei, которое появилось в Японии где-то в 2001г. Oshare означает “элегантный” или “фешенебельный” (другое значение - “слащавый”).
Visual Kei - жанр музыки, который появился в конце 1980-ых и был популярен в течение японского “Band Boom” 1988 - 1998. Когда начиналось зарождение Oshare Kei, большинство визуальной сцены придерживалось мрачных/темных направлений в стиле и лирическом содержании песен, а в музыкальном плане было представленно альтернативой, металлом, и другим подобным жанрам рок музыки. В звучании Oshare Kei группы преобладает современная поп-панк музыка при сохранении типичных “визуальных” звуков типа ритмичного крика, соло гитары и песен, ограниченных продолжительностью в 5 минут.
Тексты песен, как правило, имеют тенденцию сосредотачиваться на положительных моментах жизни. Обычно это песни о любви и отношениях. Стиль одежды обычно ярок и красочен и включает японскую уличную моду. С появлением Oshare Kei, многие Visual Bands стали включать более яркие цвета и более веселое содержание в свой репертуар, размывая границы между визуальными жанрами.
Наиболее типичными предствателями жанра Oshare Kei на сегодняшней японской сцене являются: Alice Nine, Ayabie, Antic Cafe, Pannic Channel.
Nagoya keiИсторияNagoya kei - поджанр visual kei , центр которого изначально находился в Нагое, Япония, но затем распространился в другие районы префектуры Аичи. Так как многие группы, созданные в Нагое, ездили с турами по стране, и некоторые затем даже переехали в Токио, чтобы там продолжить свой карьерный рост, их корни все равно в Нагое. Так что они все равно сохраняют свою принадлежность к Nagoya kei .
В начале 80-х на Nagoya kei оказал сильнейшее влияние британский панк и западный готик- и дет-метал. В результате, большая часть музыки, написанная нагойскими инди группами, впитала в себя элементы этих жанров и имела гораздо более темное и тяжелое звучание, чем обычный visual kei , часто с более тяжелыми басами и сложными гитарными аранжировками. Нагойские группы также меньше надеются на свои костюмы и макияж и в основном фокусируются на тяжелых мелодиях и впечатляющих композициях. И это отличает их от вижуал групп из других концов страны, где внешний вид группы является значительной составляющей успеха.
С развитием музыки нагойских исполнителей, основная концепция осталась прежней, и теперь ее можно увидеть в творчестве таких групп, как DEATHGAZE и lynch.. С течением времени появился еще один жанр, который начал оказывать влияние на Nagoya kei , а именно западная альтернатива, в результате чего появилось новое звучание, которое и по сегодняшний день остается характерным в основном только для Nagoya kei сцены.
КлубыКлубы в Нагое помогли сформировать сцену Nagoya kei , превратив андерграундные малоизвестные группы в знаменитые команды и сделав сам жанр популярным. Самый известный клуб - нагойский E.L.L., известный также как Electric Lady Land, открытый в 1997. За последнее десятилетие хозяева E.L.L. открыли еще два клуба: ell. FITS ALL в 2000 и новейший ell. SIZE в 2007. Внутри всех трех клубов выступали легенды Nagoya kei. Нагойские BOTTOMLINE, основанный в 1989 году, и MUSIC FARM, в 1988, - еще два достаточно известных концертных зала, где и сегодня регулярно выступают инди группы, представители Nagoya kei .
ЛейблыДвумя самыми влиятельными звукозаписывающими компаниями в Nagoya kei стали Donuts Record West и Soleil Records. Оба появились в середине 1990-х, приведя с собой целый ряд visual и dark Nagoya kei групп. Они продюсировали таких музыкантов, как Lamiel, Phobia, Vizell и La'Mule. Soleil Records прекратила свое существование примерно в 2002 году, а Donuts Record West до сих пор работает в Нагое, хотя и не особенно активно.
Родословная NAGOYA KEI группОдной из самых уникальных черт нагойских групп является «циркуляция» ее участников, когда музыканты разных поколений музыки перемещаются по цепочке групп и не только оказывают влияние друг на друга, но и работают над совместными проектами и создают новые группы. Если сделать схему, в которую включить и всех техников и саппорт музыкантов, а также вечные смены состава, то картина получится внушительной. В ней будут представлены года изменений и сотни имен, которые появлялись до этого во многих и многих группах.
Одна из самых знаменитых цепочек включает также участников до сих пор существующих групп. Началось все с Lamiel, которая привела к созданию kei n и blast. Примерно в это же время стали известными GULLET с фронтменом Ryo из ниигатской группы Galruda. С распадом вышеупомянутых появились deadman и lynch.. Самая новая из причисляемых фанатами к Nagoya Kei групп называется the studs, и состоит она также из музыкантов известной цепочки нагойских групп.
Участники этих команд постоянно работали вместе, даже если покидали группы и создавали новые. Многие из них играли в качестве приглашенных музыкантов или были техниками для других. В 2003 несколько человек работало вместе с KISUI, вокалистом Phobia над Kisui Project.
Загадка NAGOYA KEI С момента появления самого термина «Nagoya kei » начались и многочисленные дебаты о действительности существования такого жанра, о том, какие группы попадают под эти критерии, и что есть на самом деле Nagoya kei . Слушатели часто считают, что Nagoya kei - это простой термин, который подразумевает все группы города Нагоя, но это не совсем правильно. Фанаты, и группы тоже, приписали название Nagoya kei вижуал группам в Нагое, у которых более темное звучание и которые находятся в тесной связи с самим сообществом, но общий термин не относится к тем группам, которые хотя и могут происходить из Нагои, но все же не такие тяжелые/темные.
Дебаты о том, какие группы можно называть Nagoya kei, а какие нет, продолжаются уже годы. И больше всего спорят о Rouage, Kuroyume и Fanatic Crisis, так как все они родом из Нагои, начинали играть с мощного тяжелого звука, но сильно изменились со временем. В каждом случае было либо прямое опровержение от самой группы, либо какой-то скрытый признак, который не позволял фанатам прекратить споры на тему «Достойна ли группа причисляться к жанру Nagoya kei», даже если участники происходят из столицы префектуры Аичи.
На инди сцене группы типа 9GOATS BLACK OUT, galruda и D'elsquel связаны с Nagoya kei либо через своей лейбл, либо через другие нагойские групы. the studs тоже втянуты в эту неразбериху. Группа играет в Токио и вокалист у них урожденный токиец, однако фанаты настаивают на том, что группа относится к Nagoya kei из-за их звучания, участников и того, что они близко общаются с группами этого жанра. Хотя 9GOATS BLACK OUT подтвердили, что они не считают себя причастными к Nagoya Kei , the studs не делали подобных заявлений, тем самым оставив вопрос открытым.
И как выше сказанное поможет нам разгадать загадку Nagoya kei и дать термину точное определение? Да никак!
Сегодня термин Nagoya kei используется гораздо реже. Чем раньше. Жанр все еще живет благодаря некоторым группам, но его эра уже закончилась, он уступил дорогу группам со всей Японии, которые взяли в оборот звук, внешний вид и иногда даже само сообщество Nagoya kei . Жанр еще далек от вымирания, но движущая сила когда-то процветающего жанра переросла в корни групп за пределами префектуры Аичи, из-за чего различия между группами все более сильные. Несмотря на это одно можно сказать точно:
Nagoya kei всегда будет чем-то, что будет сохранять вокруг себя атмосферу таинственности. Это жанр, вокруг которого всегда будут споры и разногласия, по той простой причине что ему нельзя дать точное определение. Нагоя является одним из немногих городов во всей Японии, в которых создано такое сильное музыкальное сообщество и такой уникальный жанр, который навсегда оставил свой след в музыкальной истории.