The Path - глоток стопроцентного артхаусного кислорода в мутном потоке коммерции. Своим примером Tale of Tales подтверждает, что каждый разработчик преследует собственные цели. Одни зарабатывают деньги, развлекая публику, другие стремятся продемонстровать во всем блеске новейшие технологии, третьи своими проектами пытаются расшатать систему. И только небольшая бельгийская студия стоит несколько в стороне, ломая стереотипы и наглядно доказывая, что игра может быть настоящим произведением искусства.
Взгляд художникаВизитной карточкой и главной отличительной особенностью Tale of Tales является нестандартный подход к созданию игр. Один из первых проектов, The Endless Forest, демонстрировал зрителям жизнь оленей. И это был далеко не шаблонный онлайн-симулятор, в котором предлагался стандартный набор функций, вроде "есть", "спать", "совокупляться" и "убегать от охотников". Перед взором игрока открывался дивный лес: верхушки деревьев покачиваются на ветру, сквозь просветы мягко льются солнечные лучи, а на усыпанной цветами поляне пасутся олени. Эта общая погруженная в молчание красота завораживала. Тысячи людей посещали игру, чтобы отвлечься от обыденности и бешеного ритма городской жизни. Они наблюдали за нежащимися или резвящимися на опушке животными, гуляли по бескрайним лесным просторам и наслаждались царящей вокруг гармонией.
Поняв, что концептуальные проекты могут быть достаточно востребованными, авторы решили пойти дальше и выпустили The Graveyard. В этой черно-белой своеобразной визуальной новелле пожилая женщина медленно шла вдоль могильных плит по кладбищу, направляясь к часовне. Достигнув ее, она садилась на скамейку и вспоминала всех тех, кто был ей дорог, но уже давно ушел из жизни. Когда повествование заканчивалось, у зрителя был выбор - либо встать и уйти с кладбища, либо увидеть смерть главной героини. Эта короткая зарисовка, заставляющая задуматься о недолговечности человеческой жизни, была номинирована на European Innovative Games Award 2008, причем наравне с такими высокобюджетными играми, как Heavenly Sword, Crysis и Wii Fit. Новое творение студии - The Path - также пронизано духом меланхолии и смерти, но на сей раз главными героинями выступают юные девочки.
Сестры Взяв за основу сказку Шарля Перро "Красная Шапочка", разработчики создали печальную, пропитанную мистикой историю. События игры разворачиваются в наши дни. Шесть сестер вместе со своей матерью живут в небольшом провинциальном городке. Окрестности этого тихого местечка обрамляет лес, на другой стороне которого живет бабушка девочек. От города к дому пожилой женщины ведет проселочная дорога, и внучки время от времени ее навещают.
Всего в игре семь персонажей, за которых можно играть. Из них шесть основных и один — секретный. Имя каждой девочки — названия оттенков красного, либо как-то связано с красным цветом:
Scarlet — алый.
Carmen — кармин.
Ruby — рубиновый.
Ginger — рыжий.
Rose — розовый.
Robin — в английском языке нет цвета, со схожим написанием, но само это слово обозначает «птичка-малиновка». У малиновок рыжевато-розовая, практически светло-малиновая грудка.
Скарлет (Skarlet)Ее имя переводится как «алая». Девятнадцатилетней девушке постоянно приходится присматривать за пятью неуправляемыми сестрами. Но она отлично справляется и изо всех сил старается поддерживать во всем порядок. До такой степени, что иногда кажется, что «порядок» стал ее вторым именем (даже в стартовом меню ее изображают говорящей по телефону). Порядок в воспитании сестер, во внешнем виде, в делах. Однако в душе она чувствует себя марионеткой, марионеткой в руках собственной матери, марионеткой, лишенной свободы и отданной «на растерзание» собственным сестрам. Единственной ее радостью осталось искусство, искусство — ее страсть, которая может сделать ее знаменитой. Из всех девочек личность Скарлет самая сложная, как и смерть. По замыслу она должна напоминать героинь фильмов Ингмара Бергмана, особенно образы Лив Ульман[3].
Волк Скарлет — это молодой пианист в заброшенном театре. Когда девушка забралась на сцену, и решила сыграть на пианино, заинтересованный мужчина подошел к ней, с целью послушать ее музыку. При этом можно расслышать лязганье металла. Будто кто-то обозлился и готовит недоброе против ничего не подозревающей Скарлет. Красный занавес сцены сам по себе опускается под немного дерганную и напряженную музыку, исполняемую на пианино, после чего девушка оказывается бессознательной перед домом бабушки. Как и со всеми остальными девочками кадры смерти могут помочь «расшифровать» ее обстоятельства с точки зрения символизма. Например, наличие нитей в ролике может обозначать как ее роль марионетки, так и то, что она повесилась, осознав свою никчемность (так как она именно подвешена за руки), а нити из глаз, возможно, намек на это самое «прозрение». Но нельзя оставить без внимания и еще один кадр, тот самый, на котором изображен мужчина-пианист со скрещенными руками, на них можно разглядеть длинные когти. Может быть, они и лязгали во время игры. Тогда, волк убил свою жертву по той причине, что нашел её игру более красивой?
Имя Кармен в официальной русской версии — Алла.
Кармен (Carmen)Старшая после Скарлет (17 лет). Модница, любит шляпки. По словам разработчиков ее образ самый неоригинальный: «Просто сексапильная красотка, которая есть в каждой компьютерной игре». С первого взгляда кажется, будто Кармен мечтает стать «роковой женщиной», однако ей всего лишь хочется немного внимания — ради этого она готова пойти на все. Кармен ветрена, живет по принципу «почему бы не выпить баночку пива во-о-он с тем симпатичным парнем?», благодаря чему и погибает.
Волк Кармен — дровосек, поселившийся в разбитом посреди леса лагере. Деревья, претендующие на сруб, он метил крестом. Кармен хочет привлечь его внимание, но того интересует лишь его работа, дровосек хочет, чтобы его оставили в покое. Не привыкшая к отказам девушка вела себя с ним двусмысленно, легко шла на флирт и не отказалась выпить с ним пива. После этого она обнаружила себя на тропинке к домику бабушки.
Очевидно, что Кармен была зарублена все тем же дровосеком. Об этом говорит и крест на ее лице, какие он делал на деревьях, и некоторые «пропавшие» элементы ее тела в ролике смерти. Возможно, впоследствии ее сожгли, с целью уничтожения улик (если судить по ее изображению, поверх которого можно разглядеть силуэт костра). Также среди фанатов игры есть мнение, подвергающееся бурным спорам, о том, что преступление имело сексуальный подтекст, так как, когда Кармен, «бродила» по искаженному ее бредом домику бабушки, в одной из секретных комнат можно было расслышать стоны мужчины и женщины, подозрительно напоминающие звуки оргазма. Однако некоторые считают, что девушка пошла на интимную связь с волком добровольно.
Имя Скарлет в официальной русской версии — Аврора.
Руби (Ruby)Ее имя ассоциируется с рубином и рубиновым цветом. Разработчики зовут ее «goth», но это не совсем так. Ее рассуждения похожи на тот образ, который ей приписывают по первому взгляду. Инвалид: ее левую ногу, начиная от середины бедра до начала щиколотки, перетягивают странные черные металлические обручи, приносящие ей чудовищную боль при каждом шаге. В игре сама Руби утверждает, что ей просто нравится чувствовать боль, однако, судя по заброшенном в лесу автомобиле, на который натыкается девушка и машине, которую можно найти в домике бабушки после встречи с Волком, она все-таки получила травму в автокатастрофе. Также существует теория, что девушка белит лицо, так как левая часть его повреждена во все той же аварии. По этим причинам она мечтает начать курить, потому что слышала где-то по телевизору, что курение сокращает жизнь. В свои 15 лет Руби ясно видит, как гниет мир, но сама не ищет смерти, а только наблюдает за этим процессом. Но, все-таки, она не понимает, что из наблюдателя она может стать участником этого процесса…
Волк Руби — привлекательный парень на детской площадке. Руби подсаживается к нему. До этого парень с усердием тащил по земле свернутый ковер, будто заведомо решил, куда спрятать тело жертвы. Он предлагает ей сигареты, о которых она так давно мечтала. Они остаются вместе. После Руби оказывается на тропинке. Идет она более-менее уверенно, но держится обоими руками за плечи. Не понятно, что он сделал с ней — но не исключено, что имело место изнасилование. Ролик смерти демонстрирует потрескавшееся лицо Руби и её тело, судя по всему, небрежно брошенное на землю.
Имя Руби в официальной русской версии — Агния.
Джинджер (Ginger)Ее имя переводится как «рыжая». Джинджер трудно охарактеризовать словом более мягким, чем «пацанка». Очень веселая, и по-детски любопытная, не смотря на возраст (13 лет-не так уж мало) Джинджер предпочитает играть одна. Найдя кучу гильз пытается найти способ их взорвать, а увидев цветочное поле бежит собирать букеты. Она еще не понимает, что скоро настанет пора вырасти, а жизнь — далеко не такая веселая и беззаботная, как игра. Ее главный прототип — Матильда из фильма «Леон».
Волк Джинджер — девочка в красном — антипод девочки в белом. Джинджер находит поляну, залитую светом, как будто бы идущим из земли, и начинает играть с волком. Перед потемневшим экраном они бросаются вместе на траву, а в ролике смерти девочка в красном перерезает Джинджер горло проволокой. Должно быть, это означает «Игры кончились. Началась жизнь». Также на официальном форуме игры существует версия, что красный цвет в одежде волка Джинджер символизирует первые менструации, а значит и ей самой, вопреки ее воле, придется наконец-то повзрослеть. Ещё имеет место быть версия, что между Джинджер и её волком была любовная связь.
Имя Джинджер в официальной русской версии — Ада.
Роуз/Роза (Rose)11 лет. Практически идеальный ребенок. Очень скромная и стеснительная. Обожает природу и животных, до такой степени, что разговаривает с облаками и мечтает взлететь к ним поближе. Ключевая черта ее образа — невинность. Обдумывая ее внешний вид и характер, Tale of Tales прежде всего ориентировались на психоделическое аниме
Serial Experiments Lain — сходство прически и отстраненного взгляда заметно практически сразу.
Волк Роуз — существо из тумана и мышц, встреченное ею над лесным озером и воспарившее вместе с тем над поверхностью воды. В ролике смерти можно рассмотреть пузырьки, скорее всего, девочка утонула.
Имя Роуз в официальной русской версии — Алиса.
Робин (Robin)Robin в переводе с английского — «малиновка», то есть красная птица. Самая младшая из сестер, ей всего 9 лет. Единственная из девочек, которая походит внешне на Красную Шапочку из сказки, ее наряд — красный плащ с капюшоном и высокие сапоги. Она мечтает встретить
настоящего волка — большого, лохматого, сильного зверя. В силу своего возраста озорная и наивная, все это позволяет ей не бояться Леса и даже кладбища, на которое она натыкается. Смерть не пугает ее, ведь до нее еще так далеко, именно Робин принадлежит фраза:
«Young dead bird. Not me» («Мёртвая птичка. Не я»)
Встречает оборотня, решает покататься на нём, по официальной версии этот самый Оборотень её и съел.
Прототип Робин — дочь Михаэля Самина, одного из главных разработчиков игры.
Имя Робин в официальной русской версии — Алина.
«Девочка в белом»«Девочка в белом» — это скрытый персонаж, появляющийся лишь после смерти всех девушек. Именно с ней играют девочки во время своих путей. Единственная, кто доходит до постели с бабушкой и не падает замертво. После ролика появляется экран выбора персонажа, девочка в белом стоит на том же месте, только в окровавленном платье, в комнату начинают заходить девушки (начиная с последней погибшей), после чего девочка в белом уходит. Поклонники игры обычно называют ее «невинность» или "совесть", так как она направляет каждую из сестер «на путь истины», указывая им верную дорогу к тропе после долгих блужданий в лесу.
Никакого "хэппи энда" Повествование в The Path поделено на шесть глав, в каждой из которых рассказывается история о Красной Шапочке. События сказки предстают в совершенно разных интерпретациях и варьируются в зависимости от возраста, мировоззрения и характера героинь. Единственное, что остается неизменным - это завязка и конец. Все начинается с того, что мать посылает одну из дочерей проведать бабушку и отнести гостинцы, а заканчивается гибелью девочки. Но вот что именно послужит причиной смерти каждой из них, станет ясно лишь в финале.
Путешествуя по лесу, вы с удивлением для себя обнаружите, что в игре нет конкретных целей и задач, так же, как набора стандартных действий для персонажа, вроде "подойти и осмотреть", "взять", "ударить", "поговорить". Данный подход используется для того, чтобы свести к минимуму предсказуемость. Вы можете лишь щелкнуть курсором на какой-либо объект, допустим, надгробный камень на заброшенном кладбище или пугало в поле, но предугадать реакцию девочки вам удастся с трудом. В одной ситуации она подойдет и просто с интересом рассмотрит его, а в другой - испугается, заплачет или убежит. При этом события игры развиваются в режиме реального времени и изменяются в зависимости от совершенных действий. Например, любой ваш поступок или выбор напрямую отражается на доме бабушки: здесь появляется различная мебель, формируются новые комнаты, перегородки, немыслимые проходы и коридоры. Таким образом, когда в итоге "красная шапочка" доберется до него, внешне ухоженное и небольшое поместье после входа внутрь предстанет в виде бесконечного кошмарного лабиринта.
Интересно, что изменяется не только дом, но и лес в целом. При каждой новой загрузке одного и того же уровня локации перестраиваются. Если раньше старая детская игровая площадка находилась в двадцати метрах ходьбы слева в сторону от дороги, то в следующий раз на этом месте может оказаться пустырь. Точно так же в округе могут появляться и исчезать всевозможные объекты - камни, указатели с надписями и странные символы на деревьях. Создается впечатление, что окружающая действительность здесь представляет страшный сон, а не реальность.
Мистический лес
Природа в The Path обладает поистине мистической и загадочной атмосферой. Долгое время можно шагать, совершенно не чувствуя ни времени, ни расстояния и не встречая на своем пути ни дома, ни человека. Затем неожиданно тропинка сделает изгиб, и вот уже девочка окажется на опушке леса, залитой солнечным светом. Пройдя дальше, вы вдруг заметите, как на долину спускаются сумерки. Дневная яркость и свет постепенно и незаметно растворяются в воздухе и облаках. Приход вечера сопровождается отдаленным, но постоянно осязаемым шумом, сквозь который через определенные паузы прорывается шепот и странный вой. Спустя несколько минут, героиня окажется посреди заброшенного кладбища, а вокруг все застелют плотные волны тумана.
Подобные виды завораживают, несмотря на то, что окружение создано в нарочито искусственной синтетической манере, а не с претензией на реализм. Такой визуальный стиль авторы выбрали специально, чтобы подчеркнуть некоторую нереальность происходящего. Как говорят сами разработчики, "эта игра о том, что вы чувствуете, а не о том, что видите". Здесь окружающий мир предстает особенным сквозь призму восприятия каждой героини.
The Path как морок, как страшный сон. Известна предыстория, понятна развязка, но изменить что-либо невозможно, несмотря на огромную свободу действий, которую вам дарят. И в конце каждую героиню ждет свой "волк". Но вот в каком обличье он предстанет: в образе животного, человека или иллюзорного существа, порожденного иррациональным страхом? Это станет ясно лишь по итогам ваших поступков. Авторы демонстрируют интересную задумку, и хочется верить, что игра действительно окажется глубокой и сложной по содержанию.
Саундтрек
Музыкальное сопровождение для игры написали Джарбо и Крис Форс. Использовались как специально сочиненные для игры песни, так и переделанные версии старых песен Джарбо. В течение года после выхода игры, музыканты работали над полными версиями композиций и альбом вышел на лейбле Paradigms Recordings
Список композицийSafe Song — The Path
Forest Theme
Little Girls
Charming Wolf
Fey Wolf
Forest Interlude 1
Woodsman Wolf
Werewolf
Girl in Red
Forest Interlude 2
Grandmother’s Tale
Cloud Wolf
Epilogue
Little Red Riding Hood
Forest Reprise
Eat