Биография
Лемони Сникет – честный автор, не склонный обманывать своих юных читателей. Все его произведения непременно начинаются с ремарки следующего содержания: «Если вы взяли эту книжку в надежде прочитать что-то простое и радостное, то, боюсь, вы очень ошиблись в своем выборе». Утверждение это отнюдь не бравада, а чистейшая правда: истории из сникетовского цикла «33 несчастья», издавать которые на русском языке взялась питерская «Азбука», и в самом деле не назовешь ни простыми, ни радостными. Тем не менее все девять романов Сникета, опубликованные издательством «Харпер-Коллинз», стали бестселлерами не только в Америке, но и в других странах англоязычного мира, а «Неавторизованная биография» их таинственного автора уже через месяц после выхода обошла в рейтингах продаж последнюю книгу о Гарри Поттере, появившуюся в американских магазинах в то же самое время.
В чем же секрет успеха? Казалось бы, популярность книг Лемони Сникета среди детей в возрасте от семи до четырнадцати лет не поддается никакому объяснению. Во-первых, ни один из романов цикла «33 несчастья» не является сказкой в традиционном смысле слова: в них нет ни милых детскому сердцу драконов, ни магии, ни гномов, ни домашних эльфов (диких, впрочем, тоже нет), да и вообще все события, в них описанные, легко можно объяснить с рациональной точки зрения. Во-вторых, исключительно мрачный колорит романов Сникета вроде бы совершенно не должен нравиться детям (сам автор характеризует одно из своих творений следующим образом: «Это страшная история, чернее, чем черная как уголь пантера, поедающая лакричные палочки на дне самого глубокого места в Черном море»). Ну и, наконец, обилие сложных литературных аллюзий и скрытых цитат тоже должно отпугивать юного читателя (так, например, в четвертой книге эпопеи фигурирует злой гипнотизер мистер Оруэлл, а в пятом романе герои на аукционе торгуются за «Лот 49», напрямую отсылающий к одноименному роману современного американского классика Томаса Пинчона). Однако ничего подобного не происходит – каждая следующая книга Сникета расходится лучше, чем предыдущая.
Биография мистера Лемони Сникета, краткое изложение которой можно найти на его официальном интернет-сайте, выглядит еще более загадочно. Про Сникета известно, что «он родился раньше вас, так что, скорее всего, раньше вас и умрет». Его родные края, как некогда земля Лион, родина Тристана из легенд о короле Артуре, ушли на морское дно, а вилла, где прошло детство писателя, сменила нескольких хозяев и успела побывать фабрикой, крепостью и аптекой, а сегодня, увы, опять стала чьей-то виллой. Невооруженному глазу родной город мистера Сникета показался бы лишенным всяческих тайн. Что ж, невооруженным глазам и раньше случалось ошибаться. Нам почти ничего не известно о том скандале, в результате которого по ложному навету мистер Сникет был лишен таких наград, как "Почетное упоминание", "Мрачная Лента" и "Первый Прибежавший", а позже заключен в тюрьму. . О ранних годах Лемони Сникета сообщается лишь то, что в юности он увлекался таксидермией и игрой на клавикордах. О нынешней его жизни читающая публика знает и того меньше: будучи с ног до головы опутанным сетями гигантского транснационального заговора, Сникет ведет уединенный образ жизни и не рискует появляться на публике. На всех фотографиях он запечатлен либо со спины, либо издали – подобная скрытность также продиктована соображениями безопасности. Вести дела Сникета и выступать с заявлениями от его имени поручено некому Дэниэлу Хэндлеру, румяному молодому человеку 33 лет, бакалавру искусств, специалисту по американской литературе и малоизвестному писателю – автору двух не особенно успешных детективных романов для взрослых. Мистер Хэндлер, родившийся в Сан-Франциско, ведет скучную и размеренную жизнь и является автором двух книг, ни одну из которых невозможно и рядом поставить с ужасающе опасными произведениями мистера Сникета. Оба эти господина не желают уважаемым читателям ничего иного, кроме всего наилучшего
В отличие от неуловимого мистера Сникета, Дэниэла Хэндлера можно наблюдать не только в виртуальном пространстве, но и, как принято говорить у интернет-фанатов, «в реале». Обычно это бывает во время встреч с читателями, которые чаще всего проходят по следующему сценарию. Хэндлер выходит на сцену и сообщает собравшимся, что мистер Сникет, к несчастью, не сможет присутствовать на нынешнем мероприятии. Причина каждый раз разная: писатель пострадал во время охоты на акул, срочно уехал по делам, никого не предупредив и еще на пороге надев черную бархатную полумаску, или во время пикника был укушен в подмышку ядовитым жуком. В качестве доказательства истинности последнего из перечисленных происшествий по рядам может быть пущена коробочка с сидящим в ней угольно-черным жуком – главным подозреваемым по делу об укусе в подмышку. После этого Хэндлер отвечает на вопросы о жизни и творчестве Лемони Сникета (неизменно обходя молчанием деликатный вопрос о личности Беатрис), читает отрывки из его новой книги, а затем раздает автографы – впрочем, будучи лишь агентом знаменитого автора, он не подписывает книги, а только ставит на них особую печать с датой и экслибрисом. Мистификация эта вполне прозрачна, и тот факт, что Дэниэл Хэндлер и Лемони Сникет – на самом деле одно лицо, не является тайной даже для самых младших поклонников творчества писателя, однако, несмотря на это, дети с восторгом принимают предложенную игру. Желающих собственными глазами увидеть человека, близко знакомого с неуловимым и таинственным мистером Сникетом, с каждым днем становится все больше.
Что до самого Хэндлера, то, в отличие от большинства молодых литераторов, он относится к своим произведениям спокойно и прагматично: писательство для него – не акт боговдохновенного творчества, но спокойный и методичный труд. Успех же цикла «33 несчастья», по его мнению, складывается из нескольких факторов, главным среди которых Хэндлер считает удачную и оригинальную маркетинговую стратегию. Действительно, иначе как новаторским избранный издателями метод продвижения книг Лемони Сникета на рынок не назовешь.
Еще один удачный маркетинговый ход – необычное художественное решение, найденное издателями: напечатанные на очень толстой бумаге с неровным обрезом, книги Лемони Сникета производят впечатление элегантной небрежности и антикварного шика, а широкие поля и крупный шрифт делают их совершенно неотразимыми с точки зрения ребенка. Добавьте ко всему перечисленному низкую по американским меркам цену (книги Сникета стоят около девяти долларов, в то время как стандартная цена на книги в твердом переплете примерно на треть выше), и вы получите готовый рецепт создания международного детского бестселлера.
Цикл "Тридцать три несчастья": 1. Скверное начало
2. Змеиный зал
3. Огромное окно
4. Зловещая лесопилка
5. Изуверский интернат
6. Липовый лифт
7. Гадкий городишко
8. Кошмарная клиника
9. Кровожадный Карнавал
10. Скользкий склон
11. Угрюмый Грот
12. Предпоследняя передряга
13. Конец